Нумерология

ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦИФР 0 - 3

Число 0

Число 1 - Монада

Число 2 - Дуада

Число 3 - Триада

Число 0

C метафизической точки зрения, ноль не является числом и не относится к миру чисел. Ноль - есть источник всех чисел, понимаемых как отдельные от единого основания силы, принадлежащий к иному неделимому измерению. Метафизический ноль содержит в себе все числа как потенциальную возможность части отделиться от целого и символизирует собой Абсолют, соединяющий в себе Дух и Материю. Такой ноль представляет собой всеобъемлющий круг с бесконечным радиусом и окружностью. Вспомним одно из определений Бога, данное Блезом Паскалем: "Бог есть круг, центр которого везде, а окружность нигде".

Первое, что должно проявиться из круга - это единица, представляющая собой вертикально проведенный диаметр.

Ноль есть Тайна из тайн, символ непроявленного мира, Источник всех чисел, всех последующих проявленных форм, Парабрахман индусов, Эйн-Соф каббалистов, Единый элемент, представляющий Дух и Материю в нерасчлененном состоянии. Ноль представляет собой синтез Бесконечного пространства и Вечного времени, символику всего потенциального, непроявленного, латентного. Ноль можно считать "орфическим яйцом", олицетворяющим собой Начало всех вещей, пребывающее во сне и порождающее точку (единицу), из которой возникают все остальные числа. Единица, в свою очередь, есть отражение и противоположность ноля.

Число 1 - Монада

Эзотерическое значение единицы не столько в том, что она представляет собой первый порядковый элемент натурального ряда чисел с точки зрения современной математики, сколько в том, что она выступает как символ целостности и единства. В своем божественном аспекте единица выступает символом активности, духовным принципом, проявляющимся из непроявленного состояния и графически изображаемым радиусом в круге (Божественная активность).

В аспекте природном (космическом) единица предстает символом единства и активности природы. И наконец, в человеческом аспекте единица символизирует собой активную духовную волю человека, что выражает прямую позицию живого человеческого тела в вертикальном положении.

Графическим изображением единицы является вертикальная линия, стрела, устремленная вверх или буква А (Алеф).

Еще Диоген Лаэртский стремился показать определяющую роль единицы буквально во всем: "Начало всего - единица; единице как причине подлежит как вещество неопределенная едини-двоица; из единицы и неопределенной двоицы исходят числа; из чисел - точки; из точек - линии; из них - плоские фигуры; и т.д."

Сен-Мартен, желая подчеркнуть чисто духовный характер единицы, проявляющийся лишь при соприкосновении с другими числами, символизирующими собой материальные планы бытия, утверждал, что единица помноженная сама на себя всегда дает результатом единицу и поэтому не может производить ничего нового. К числу таких единиц философ относил один Божественный мир, одно солнце для этого мира, один огонь, в котором мир может сгореть. Именно по причине своей изначальной отделенности от мира множественного, единица называлась монадой.

Мэнли Холл приводит следующий список атрибутов единицы: "Она называется умом, потому что ум устойчив и имеет превосходство; гермафродитом, потому что является в одно и то же время мужчиной и женщиной; четной и нечетной, потому что будучи добавлена к четному числу, дает нечетное, а добавленная к нечетному, дает четное; Богом, потому что является началом и концом всего, но сама по себе не есть ни начало, ни конец; добром, поскольку таков по природе Бог; вместилищем материи, потому что производит дуаду, которая существенно материальна… Будучи между большим и меньшим, монада равна самой себе; между намерением и свершенным она посредине; во множественности она среднее, и во времени она настоящее, потому что вечность не знает ни прошлого, ни будующего".

Число "один", как видно из приведенных свидетельств, символизирует собой не только единство, но и первотолчок, первое движение и начало. Единица - это прежде всего воля к проявлению, творящее Божество, само находящееся в состоянии однородного нерасчлененного бытия. Творящее Божество обеспечивает переход мира из состояния сна (пралайи) в состояние активного Бытия.

Х.Э.Керлот определяет единицу как "активный принцип, который раскалываясь на ферменты, приводит к многообразию, приравнивается к мистическому Центру, Светящейся Точки и к Высшей Силе".

Число "один" эзотерические учения отожествляют с понятием "Центра мира", представляющем собой неподвижный перводвигатель, непроявленную точку, насыщенную творящей силой. Плотин приравнивает Единое к благу, высшей нравственной силе, видя во множественности - зло. Агни-йога много говорит о Едином Элементе, лежащем в основании вселенной и о принципе единства, представляющем собой проявленное существование Единого Элемента.

Примечание!

Метафизический смысл Единицы гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Являясь символом Единства всего сущего до начала Творения, Единица и в самом деле является источником всего, ибо нарождающийся в Мировом Яйце зародыш, который затем должен развернуться в огромную Вселенную, очень трудно представить в виде Нуля. Но это Начало ещё трудно назвать "мужским и активным", что обычно приписывается Единице в её проявленном состоянии. Сейчас ещё рано говорить об её активности, но оно уже началось; ещё рано говорит о "мужественности", ибо Она включает в себя всё, хотя ещё эта Единица не проявлена. Наиболее приближённым к этому состоянию символом выступает точка в круге - начало выхода из состояния Небытия.

Трудно как-то помыслить даже, что можно считать Единицу отвечающей Божественной целостности, включающей в себя и Двойку и прочие числа, и приравнивать её к непроявленному Абсолюту, Каббалистическому Эйн-Соф, которые не проявлены в материальном мире. Но именно состояние Абсолюта наиболее полно отвечает символу универсального Единства! Именно эта Единица и приведёт в последствии к отходу от этого единства и началу Творения. И когда при Творении Единство нарушается, то Абсолютная Единица выделяет из себя все Числа, и уже проявленная Единица является тем активным началом, которому приписывают свойства "лидерства и мужественности". Абсолютная же Единица есть не столько принцип "мужественности", сколько символом единства всех качеств.

Можем ли мы здесь говорить о том, что существуют различные способы или уровни трактовки Единицы, как отдельно в психологическом понимании человека, и совсем по-другому - на уровне божественном. В первом случае, во время медитации на точке в круге, в качестве единицы мы воспринимаем центр личности, активный Дух, во втором - состояние Единства? Но по закону аналогии - "то, что вверху подобно тому, что внизу" - воспринимая свой центр, мы только фокусируем дух в окружении эмоций, желаний и чувств, а не отождествляемся с ними, не сливаемся в одно, что было бы верным в отношении Нуля.

Логически трудно представить существование в Мироздании двух Единиц: одной проявленной, другой - непроявленной. Но если в непроявленном виде в качесте символа Абсолюта мы видим в Единице символ всеобщего Единства, то в проявленной вселенной, эта Единица выступает не во всеобъемлющем качестве универсального Единства, а как частный символ активности. Налицо качественно разные состояния одного и того же Числа.

С точки зрения нумерологии это может выглядеть неверным. Каббалистические счисления Сефирот ещё более вносят сумятицу. Лишь числовые ряды Арканов Таро помогут нам прояснить эту дуальность восприятия. Бесспорным явлется соотнесение Единицы с Арканом Маг, как активным Творцом проявленно Вселенной, символизируемым каббалистической Хокмой. Но нулевой Аркан Дурак, содержащий в себе все непроявленные потенции будущего мира, как ничто лучше отвечает состоянию Всеобщего, Абсолютного Единства. И в этом качестве Единица выступает творцом всех остальных чисел, выделяя из себе или поляризуя Творящую Единицу одновременно с Двойкой, ибо сама возможность поляризации возникает только тогда, когда есть возможность отражения.

Число 2 - Дуада

Эзотерический символизм двойки состоит в том, что она представляет собой первое отражение единицы и поэтому символизирует собой, с одной стороны, идею противопоставления, разделения единого, а с другой стороны, соответствия и однородности противопоставляемых сил, свойств и понятий.

В своем божественном аспекте двойка олицетворяет собой принцип Божественной Субстанции (Divina Substantia), Майи (иллюзии), набрасываемой подобно покрову на Свет единого духовного Бытия.

В аспекте природном (космическом) двойка представляет символ Субстанционального Космического Сознания как единой реальности, которое словно тончайшее зеркало отражает сияние Единого Духа. В человеческом аспекте двойка есть, с одной стороны, символ двойственного Андрогина, разделяющего человеческое существо на женскую и мужскую природу, а с другой стороны, есть символ женского начала и проявления первого противоречия.

Графическим изображением двойки является, так называемый, "солнечный крест", символизирующий оплодотворение вертикальной черты (Дух) горизонтальной чертой (Материя). Другим символом является лунный серп с двумя полосами, который в свою очередь символизирует ребро Адама, из которого была создана женщина.

Двойственность, лежащая в основе самого числа, предопределила его два значения, одно из которых является символом непросвященности (следствие разделенности, закономерно ведущей к следующему этапу деградации - неведению), и символом единой мудрости (которая рождается из преодоления двойственной природы непросвященности).

Сущность двойки возможно понять прежде всего в отношении к единице и понятию делимость. Если сакральная единица, которая находится с двойкой в состоянии постоянного напряжения никогда не подвержена делению, то двойка, первое четное число, делима, однако с метафизической точки зрения она сводится к единице. А.Дугин, желая подчеркнуть негативное отношение к двойке религий и традиций, пишет, что "в индуизме двойка соответствует Пракрите (материальному, проявленному миру) или, иными словами, Пуруше (1) плюс его Отрицанию (Пракрити), что совокупно дает первую онтологическую диаду".

Четность в сакральной науке чисел всегда соотносилась с материей и ее свойством деления на одинаковое число частей, в то время как нечетность была символом духа, или вообще неделимого нацело или делимого на неравное число частей.

Емкую характеристику сакральной сущности и атрибутов двойки дает Х.Э.Керлот: "Два обозначает "эхо", отражение, конфликт и противовес или противопоставление; число также соответствует прохождению времени: линии, идущей из прошлого в будующее; геометрически оно выражается двумя точками, двумя линиями или углом. Оно также символизирует первое неделимое ядро материи, природу в ее оппозиции к Творцу, луну как противоположность солнцу. Во всей эзотерической традиции двойка рассматривалась в качестве чего-то зловещего: она означала тень и бисексуальность всего сущего или дуализм (представленный в известном мифе о Близнецах) в смысле соединяющей связи между бессмертным и смертным, или между неизменным и изменяющимся. В мистическом символизме ландшафта в мегалитической культуре два ассоциируются с горой в виде мандорлы, центральным пунктом символического Превращения, образующего тигель жизни и включающего два противоположных полюса: добра и зла, жизни и смерти. Кроме того, два - это число, ассоциирующееся с Magna Mater (Великой Матерью)".

Каббалистическая традиция, напротив, считает двойку Божественной Мудростью, способной отражать свет Высшего Духа, не внося в этот процесс никаких искажений. По представлениям В.Шмакова двойка, олицетворяющая собой Божественную Изиду есть " вторая ипостась Абсолютной Первопричины - Единого Вселенского Духа", выражающая собой "Мировое Пассивное (отражающее) Начало", принцип Познания, основанного на свойстве человеческого сознания - "антиномии".

К примерам проявления числа два относятся все дуалистические модели мира, встречающиеся в самых разнообразных традициях - гностицизме, манихействе, китайской натурфилософии с ее разделением года на две половины - Ян и Инь, двойственные силы в алхимии, правая и левая колонна в каббалистическом Древе Сефирот, Король и Королева а алхимии. Агни-йога говорит о двойственности как космическом принципе бытия, связанном с действием Божественной Иллюзии и о двойственности природы человека, тормозящей обретение эволюционного единства.

Число 3 - Триада

Эзотерическое значение тройки состоит в том, что она, представляя собой начало синтеза, соединяет воедино и примиряет конфликт между двумя противоположностями, в том числе и между единицей и двойкой и поэтому считается первым совершенным нечетным числом (ибо единица, как уже говорилось, не в счет). В своем божественном аспекте тройка олицетворяет собой принцип Самосознания субстанционального Бытия в совокупности своих атрибутов и свойств, то есть Бытия, вышедшего из своего однородного состояния в состояние неисчерпаемой множественности возможностей. Такое Самосознание будет синонимом Высшего Разума, Великого Архитектора, творящего из однородной субстанции Первоматерии (2) проявленный космос (4).

В своем природном (космическом) аспекте тройка по выражению В.Шмакова есть "Кинетическая Деятельность Первоматерии, Конечный синтез, где все совершенно, закончено и раз навсегда предопределено, есть Тернер и Первообраз, способный творить, вырисовывая на космическом зеркале Великой Матери свой набросок вселенной". Иначе говоря, в природном аспекте тройка символизирует тройственную природу мира, состоящего из Неба, Земли и Человека.

В человеческом аспекте тройка означает тройственное строение гомо сапиенс, чью внутреннюю природу принято разделять на Дух, душу и тело.

Графическое изображение тройки является восходящий или нисходящий треугольник, три точки, трехлучевая звезда, а также трезубец, три зубца которого символизируют равновесие между принципом "OBITO" ("поддавайся, будь послушен, внимай") и принципом "IMO" ("наперекор, сопротивляйся, проявляй активность"). Можно сказать, что тройка кроме всего прочего графически образует половину окружности, включающей в себя рождение, зенит и нисхождение. Тройка выражает таким образом триединую основу мира, одновременно объединяющую в себе созидающие, охранительные и разрушающие силы природы.

Свойство примирять противоположные тенденции, лежащие в основе тройки, предопределили символические наименования данного числа, которыми его наградили пифагорейцы: "дружба", "мир", "справедливость", "благоразумие", "умеренность", "добродетель". Сущность тройки состоит в том, чтобы снимая противоречия и упраздняя прежнее двойственное состояние бытия, рождать новое состояние, выводящее мир на качественно иной уровень.

С этой точки зрения важно увидеть эволюцию самого понимания тройки в различные эпохи, показанную исследователем символики чисел А.Ольгиным: "Интересно, что христианский термин "троица" начал употребляться во втором веке Тертуллианом вместо слова "триада". И в этом видели глубокий смысл. В отличие от "триады", которая, как считается, выражала значение "трое разных", то есть подчеркивала различия, "троица" обозначает "совокупность, объединение трех", где главенствующая роль принадлежит Единому (Отцу), то есть воплощает идею семьи: Отца, Матери, Ребенка".

Сущность тройки можно лучше понять, осознав ее связь с единицей и двойкой. На эту тему подробно высказывается Мэнли Холл: "Священность триады и ее символа - треугольника - следует из того факта, что она делается из монады и дуады. Монада есть символ Божественного Отца, а дуада - Великой Матери. Триада, будучи сделанной из них, является, следовательно, андрогинной и символизирует тот факт, что Бог порождает свои миры из себя и его творческий аспект всегда символизируется треугольником. Монада, переходя в дуаду, способна стать родителем потомства, потому что дуада была лоном Меру, внутри которой вызрел мир и внутри которой он все еще существует в виде эмбриона".

В отличие от предполагаемого негативного характера дуады священность триады глубоко позитивна и несет в себе полноту изначальной единицы. Об этом пишет А.Дугин: "Число три, напротив, имеет позитивный характер, т.к. оно получено добавлением к негативному два вновь обретенного Единства. И в любом случае, является ли это добавление Единства предшествующим Двойственности (3=1+2) или последующим за этой Двойственностью (3=2+1), оно всегда рассматривается как метафизическая ценность. Отсюда вытекает универсально позитивный характер Троичности, Троицы практически во всех традициях и в особенности в Христианстве. Приведем пример из Библии в отношении третьего сына Адама-Сифа, который вновь обрел утерянный Рай, заменив отцу убитого Авеля. Этот сюжет точно соответствует логике происхождения чисел. Авель (единица) угоден Богу. Каин (двойка) не угоден Богу (его жертвы Бог отвергает), так как Два есть отрицание Единицы. Это отрицание дополнительно выражается в убийстве Каином Авеля. Сиф (третий сын) есть возврат к Единству (Единство Рая, состояние до грехопадения Адама - 3=1+2) и замещение убитого Авеля (единицы), то есть 3=2+1. Поэтому гностические доктрины говорили о двух "Сифах", двух возможностях преодоления Двойственности: о Сифе, вернувшемся в Рай и ушедшем из мира множественности навсегда, и о Сифе, Праотце всех праведников, вместо Авеля давшем начало чистой ветви человечества, то есть о Сифе - источнике особой благодатной, духовной множественности. Любопытно заметить, что само имя Сиф, по древнееврейски "seth", тождественно санскритскому корню "sat", Чистое Бытие".

Число три является первым по-настоящему нечетным и священным в своей нечетности числом именно потому, что оно создано по образцу и подобию единого начала, выраженного числом один. Тройка стоит впереди двойки за счет того, что к ней (двойке) добавляется метафизически превосходящее ее и старшее число - единица. Поэтому Х.Э.Керлот определяет тройку как "гармоничный результат воздействия единства на дуальность". Он утверждает также, что "это число связано с базовыми принципами и выражает самодостаточность или возрастание "единства в самом себе"".

Данное свойство подтверждает производный, сыновний, характер появления тройки в результате взаимодействия его метафизических родителей - единицы и двойки. Как это бывает и в земной родительской традиции, отец нередко передает сыну свои основополагающие черты и свойства. С другой стороны возрастание "единства в самом себе", то есть накопление свойств единицы, обязательно приводит к снятию противоречий между противоположными силами, или к "нейтрализации бинера" (как говорит В.Шмаков), в точности также, как рождение ребенка в нормальной семье, как правило, духовно сближает родителей. Все это позволяет Х.Э.Керлоту сделать вывод, что "тройка олицетворяет решение кофликта, поставленного дуализмом".

Утверждение принципа единства между двумя полюсами в силу своей гармонизирующей функции позволяет отождествить тройку с принципом мудрости, поскольку его использование дает людям возможность управлять временем, организуя настоящее, предвосхищая будующее и применяя опыт прошлого.

Число 0

Число 1 - Монада

Число 2 - Дуада

Число 3 - Триада

Наверх

Далее или Отступить